Борьба с коррупцией привела к неожиданному результату: давать взятки стало опаснее, чем брать.
По данным Верховного суда России, в прошлом году было осуждено более 3000 человек за то, что кому-то дали взятку. Самих взяточников судили реже. За получение мзды осуждено 2300 человек, причем подавляющее большинство из них наказаны за сущую мелочь.
Каждый десятый из осужденных взяточников взял меньше 500 рублей. Почти треть коррупционеров брали от 500 до 3000 рублей. Приговоров, когда в дипломате лежало более миллиона рублей, было около полутора процентов от всех "взяточных" дел.
По мнению правозащитников, борцы с коррупцией берут самый низовой и незащищенный слой коррумпированного населения. В том числе, низших чиновников, преподавателей, торгующих "пятерками", или корыстолюбивых врачей. А вместе с ними в группу риска попали и граждане, несущие конверты.
А правоохранители утверждают, что, преследуя взяткодателей, они борются, так сказать, с правовым нигилизмом граждан. Мол, бывает, что граждане слишком настойчиво лезут со своими конвертами, и это подвергает соблазнам чиновников. В свою очередь правозащитники парируют, что если бы чиновники не брали, то им бы и не носили.
При всей видимости, активной борьбы с коррупционерами и прочими преступниками во власти атака идет в основном по низам, считает депутат Государственной думы и бывший высокопоставленный следователь прокуратуры Виктор Илюхин. По его мнению, влиятельных чиновников трогать по-прежнему нельзя.
Напомним, иммунитетом от уголовного преследования пользуются депутаты всех уровней, аудиторы Счетной палаты (включая ее председателя), судьи, прокуроры, председатель СКП, уполномоченный по правам человека и т.п. Порядок уголовного преследования президента страны прописан в Конституции.
Представляется, что не будь такого количества именно ДАЮЩИХ взятки должностных лиц - не было бы и массы "берунов", живущих "от отката до отката" на нехилую зарплату.
Вы со мной согласитесь?
Journal information