Александр Зрячкин (alnikol) wrote,
Александр Зрячкин
alnikol

Category:

Новый глава саратовского образования...

Пока что на правах исполняющего обязанности, но всё же: новым министром образования Саратовской области назначен директор школы, которую я окончил в 1999 году. Гарри Николаевич Татарков возглавил ФТЛ №1 в 2005-ом. Тогда же Вашему покорному слуге довелось взять у него интервью,
Публикую полную версию.

 

19 октября традиционно отмечается в нашей стране как День Лицея. А в физико-техническом лицее №1 г. Саратова этот праздник впервые встречают с новым директором. Гарри Николаевич Татарков молод (30 сентября ему исполнилось 42 года) и полон энергии, а это значит, что школу в недалёком будущем могут ждать перемены. Какие?

Если говорить об этом, нельзя не вспомнить об истории учебного заведения. Она включает в себя три этапа. Первый – становление и формирование физико-математической школы №13, уникальное достижение школы Советского Союза. Ведь в условиях тогдашних жёстких идеологических ограничений нашлись выдающиеся педагоги, сотрудники высших учебных заведений, представители научно-исследовательских институтов, которые смогли сформировать программу и методику углубленного преподавания физики и математики. Сформировались такие уникальные явления как научный журнал «Квант» и система олимпиад для школьников. Задача была выполнена успешно.

Второй этап – это 90-е годы. Это был непростой период в жизни лицея: наблюдалось падение интереса общественности к фундаментальному изучению математики и физики с повышением внимания к естественным и гуманитарным наукам. Поэтому снизился и конкурс в ФТЛ, в связи с чем начался поиск новых путей выхода из этого кризиса. Так, рассматривался вопрос о создании гуманитарного направления, был запущен эксперимент начальной школы. То есть, дети получили возможность поступить к нам с первого класса. С помощью этих мер лицей выстоял. Немаловажная роль в этом принадлежала прежнему директору, Евгению Борисовичу Квашнину. Говоря о его уходе, Гарри Николаевич отметил: «Это было только его собственное решение. Несмотря на разного рода слухи, я с полной уверенностью могу сказать: его не принуждали к уходу ни ситуация, ни какие бы то ни было руководящие структуры. Он мог бы работать и дальше, принося пользу лицею, но он очень требователен к себе. Его точка зрения – лучше уйти на 5 минут раньше, чем на 1 секунду позже. И моя личная задача, если хотите, главная цель как его преемника – доказать, что я способен управлять такой школой».

Наконец, нынешний этап. Его можно назвать возвращением к базовым ценностям. Стало ясно: образование должно быть классическим. А физико-математическое направление зарекомендовало себя как дающее выпускнику необходимый потенциал для профессионального определения в современных условиях. По словам Гарри Николаевича, в лицее будет углубленное преподавание физики и математики, но выпускники могут выбрать широкий спектр специальностей, вплоть до гуманитарного направления.

Соответственно, основных задач сейчас три. Первая: главной опорой в развитии лицея должна быть традиция 13 школы. Гарри Николаевич впервые заявил, зная, что не все коллеги могут его поддержать: эксперимент с начальной школой был неудачным и необходимо постепенно его сворачивать. Бесспорно, до выпуска 11 класса будут доведены все учащиеся. Но новый набор в лицей предпочтителен только с 8 класса. К этому времени ученики, как правило, уже определяются как личности, у них проявляются склонности к тем или иным наукам. Наконец, ребята и по возрасту созревают для тех нагрузок, которые им предлагает лицей.

Вторая задача настоящего времени – укрепление взаимодействия с высшими учебными заведениями, прежде всего с классическим университетом. Сюда относится как привлечение к преподаванию сотрудников СГУ, так и возможность ученикам самостоятельно вести научно-исследовательскую работу. Благо база – литература, технические средства – в лицее для этого есть.

Наконец, третья, самая главная, но и самая трудная задача: укрепление кадрового потенциала лицея. В нашей стране сложилось положение, при котором бюджетники, в первую очередь учителя и врачи, стали самой бедной категорией населения. Такую ситуацию в корне необходимо менять, причём немедленно: как лечить и как учить у нас знают все! А потому проблемы образования обсуждаются на самом широком уровне: и качество образования, и взаимодействие семьи и школы в образовательном процессе, и плачевное состояние материально-технической базы по причине недостаточного финансирования… Но об этом и так все наслышаны.

А вот эстафету от маститых преподавателей принять сегодня некому. Молодёжь отпугивают те условия, в которых вынуждены существовать учителя. Именно существовать и никак иначе. И если проблема не решится в кратчайшие сроки, уникальная российская система образования рухнет. И обвал будет носить, увы, необратимый характер.

Это означает, что кадровую проблему за деньги быстро не решить. История подобных примеров видела немало. Ведь до начала второй мировой войны ведущую роль в области, например, естествознания играли именно немецкие учёные. Международным языком общения химиков и физиков был немецкий, на котором осуществлялись все публикации. А после войны союзники-победители привлекли учёных к труду в своих странах. Результат? Немецкая фундаментальная наука не может восстановиться до сих пор. Вот насколько опасна пауза поколений.

Гарри Николаевич отмечает, что не просил бы по телевидению о решении локальных проблем. Все вопросы, кроме кадрового, по его мнению, можно решить самостоятельно, максимально мобилизовав собственные силы. А вот с нехваткой кадров (и это, увы, факт) в одиночку не справится никто.

В заключение Гарри Николаевич сказал такие слова «Мне как начинающему директору, очень повезло: в школе, где я работаю – уникальный коллектив. Наши учителя – настоящие профессионалы, обладающие всесторонними знаниями в своей области и способные разработать неповторимый авторский спецкурс по своему предмету. Большинство из них могут организовать собственные научные школы для передачи профессионального мастерства. В этом плане у нас есть определённые задумки, но всех секретов пока раскрывать, я думаю, не стоит. Вы скоро сами всё увидите и узнаете. Лично мне профессиональный уровень лицея позволяет верить в успешное развитие российской школы. Считаю, что наших учителей ждёт в будущем достойная оплата их нелёгкого труда и социальный статус, соответствующий их высокому призванию. Я верю, что расширится автономность и самоуправление средних учебных заведений, а роль школы как социального института будет укрепляться».

 

Александр Зрячкин
2005 год




Пускай всё сказанное начнёт сбываться и в отношении образования...
Tags: Саратов, иное, министерства, назначения, новости, образование, чиновники, школы
Subscribe
promo alnikol august 27, 2013 17:25 103
Buy for 30 tokens
(в редакции от 04 сентября 2020 года) Друзья дорогие, внимание-внимание!!! Любой, разместивший Промо в этом журнале по цене 30 ЖЖ-Жетонов получит Промо моей записи у себя по той же цене. А вот тут проводится приём друзей!!! Присоединяйтесь!!! Активных пользователей ЖЖ, желающих поднимать…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments