Александр Зрячкин (alnikol) wrote,
Александр Зрячкин
alnikol

Categories:
  • Mood:

Закон о блогерах. Правовой анализ

На днях, просматривая обсуждение соответствующей записи в Живом Журнале одного из френдов, пообещал проанализировать "закон о блогерах". Что и делаю с огромным удовольствием, развенчивая самые популярные мифы.

1. Данный пункт может вызвать культурологический и правовой шок у многих пользователей Рунета. Однако такого нормативного акта, как "закон о блогерах" не существовало и не существует в природе. Официальное название документа - Федеральный закон от 05.05.2014 № 97-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей". Разговорное же название - "Закон о блогерах" - термин, придуманный обывателями.
2. Внимательно всмотримся в обновленную редакцию закона №149-ФЗ от 27 июля 2006 года.
а) введено разграничение статусов "организатор распространения информации в сети "Интернет"" и непосредственно "блогер". В качестве первого выступает лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет".
б) сам термин "блогер" в части, имеющей отношение к указанному закону, носит не обычный, а усложнённый характер. Субъектом, на которого будут распространяться рамки данного закона, является
владелец сайта и (или) страницы сайта в сети "Интернет", на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети "Интернет", при размещении и использовании указанной информации, в том числе при размещении указанной информации на данных сайте или странице сайта иными пользователями сети "Интернет", обязан обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации.
Из изложенного видно, что человек, который завёл собственный блог только ради того, чтобы в нужный момент фиксировать некие мысли, и не имеет цели обрести массовую аудиторию, под действие данных позиций подпадать не сможет, поскольку публичных комментариев, нарушающих законодательство РФ он, как правило, не собирает. В случае появления острых моментов в виде оскорблений или иных подобных ситуаций они могут разбираться в соответствии с законодательством РФ, а именно Кодексом об административных правонарушениях либо Уголовным кодексом и иными законами. Делается это, как правило, по заявлению заинтересованной стороны, тогда как к блогерам с трёхтысячной суточной аудиторией внимание будет носить априорный характер.
3. Изменения, внесённые законом №97-ФЗ, чётко обозначают обязанности организаторов распространения информации в сети "Интернет" и самих блогеров. И при внимательном рассмотрении указанных моментов можно увидеть, что нормативным актом фиксируются, в общем-то, совершенно очевидные вещи. Рассмотрим основные обязанности блогера:

а) не допускать использование сайта или страницы сайта в сети "Интернет" в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань;

б) проверять достоверность размещаемой общедоступной информации до ее размещения и незамедлительно удалять размещенную недостоверную информацию - верно, если уж публиковать, то, по крайней мере, те факты, которые близки к истине;

в) не допускать распространение информации о частной жизни гражданина с нарушением гражданского законодательства - а вот по этому поводу можно сказать "наконец-то". Если кому-то хочется выставлять напоказ себя любимого, это не воспрещалось и не воспрещается, но по поводу частной жизни соседа (особенно известного лица) можно будет рассуждать только с соответствующего разрешения. Какое кому дело, в котором часу у меня наступает состояние ночного сна? ;

г) соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о референдуме и законодательством Российской Федерации о выборах;

д) соблюдать требования законодательства Российской Федерации, регулирующие порядок распространения массовой информации;

е) соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию граждан, деловую репутацию организаций.

Пункты "г", "д" и "е" - нормальные требования, имеющие место в любой цивилизованной стране. Никто не мешает никому упражняться, допустим, в чувстве юмора. Но есть интересный теоретико-правовой постулат, приписываемый Оливеру Уэнделлу Холмсу - "Свобода вашего кулака заканчивается там, где начинается свобода кончика носа вашего соседа". С официальной государственной позиции цензура, безусловно, явление запрещённое. Но ведь категорию "самоцензура" никто официально не отменял. А ответственным за свои слова, за свою жизнь и за своё будущее человека делает именно САМОцензура. Изначально - рамки этики, морали и нравственности. Тех самых, в наше время порядком подзабытых... Тех, с учётом которых блогер по закону имеет право:

1) свободно искать, получать, передавать и распространять информацию любым способом в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) излагать на своих сайте или странице сайта в сети "Интернет" свои личные суждения и оценки с указанием своего имени или псевдонима;

3) размещать или допускать размещение на своих сайте или странице сайта в сети "Интернет" текстов и (или) иных материалов других пользователей сети "Интернет", если размещение таких текстов и (или) иных материалов не противоречит законодательству Российской Федерации;

4) распространять на возмездной основе рекламу в соответствии с гражданским законодательством, Федеральным законом от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" на своих сайте или странице сайта в сети "Интернет".

В остальном всё то же самое, что и во множестве других нормативных правовых актов. Чётко регламентируются вводимые в Кодекс РФ об административных правонарушениях составы, по которым блогер и организатор понесут ответственность, определяются размеры и пределы такой ответственности, порядок ограничения доступа к информационным ресурсам... К слову, мало кто обращает на это внимание, но санкции будут налагаться в том числе за воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм путем создания искусственных помех. За это отвечают уже не блогеры, а те, кто должен обеспечивать доступ к соответствующим сайтам.

Закон, таким образом, не настолько репрессивен и ужасен, как пытаются представить определённые категории Интернет-пользователей. Его главная цель - обеспечить охрану и защиту интересов тех, кто желает наполнять свои страницы легальным контентом, в том числе осмыслением информации, найденной на просторах Интернета. Кстати, хорошей новостью стало то, что Роскомнадзор начал обсуждение механизмов реализации этого документа с представителями пишущего сообщества. А потому в большинстве случаев всё будет зависеть исключительно от нас с вами...

Как говорится: пишите от души - да будете читаемы!!!
Александр Зрячкин,
юрист, журналист, литератор
Tags: Россия, СМИ, блоги, закон, законопослушание, иное, личное, новости, размышления
Subscribe
promo alnikol august 27, 2013 17:25 97
Buy for 30 tokens
(в редакции от 15 февраля 2015 года) Друзья дорогие, внимание-внимание!!! Любой, разместивший Промо в этом журнале по цене 200 ЖЖ-Жетонов получит Промо моей записи у себя по той же цене. А вот тут проводится приём друзей!!! Присоединяйтесь!!! Активных пользователей ЖЖ, желающих поднимать…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments